2014-05-18

Шведские учителя

Жизнь переменчива. Настолько, что иногда и представить трудно.

Несколько лет назад я и представить себе не могла, что снова сяду за парту. Настоящую школьную парту. Будучи состоявшейся в профессиональном плане дамочкой, тогда я чувствовала потолок. Не знаю как сказать - или потолок развития, или потолок карьеры... Но я всё время была в раздумьях - а что же дальше?

Но жизнь сама преподнесла ответ. Конечно же не на блюдечке с голубой каёмочкой :) Мне был уготован совершенно новый проект под названием "Начинаю сначала" или "Стань тем, кем хочешь". 

Ну естественно, без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Поэтому, осуществление проекта предполагало учёбу. И значит я, всё еще молодая и красивая, но уже достаточно взрослая девочка, отправилась в школку. А там меня ждали, потирая ручки, заморские шведские учителя!

Сейчас я учусь в шведской школе для взрослых Komvux (подробнее о школе в другом посте). В настоящее время у меня три предмета, и , соответственно, три учителя. В предыдущем учебном заведении в Швеции я уже имела опыт обучения ещё у двух других учителей. То бишь в сумме - у пяти учителей. 

Итак, какие же они, шведские учителя. Я бы их разделила на два "вида" - педагог и путеводитель. 

Первые это те, которые мне ближе. Они много рассказывают, объясняют материал. У них всё достаточно традиционно, как мы привыкли. К счастью, на моём пути таких пока было большинство.  И, кстати, то что они вложили в мою голову, осело там крепко и надолго.

Вторые - путеводители. Как говорит мой муж - они порождение 90-х. Тогда в шведской системе образования произошла некая либерализация. Я так понимаю её целью было максимально уменьшить вмешательство учителя в учебный процесс, лишь направляя ученика, дабы он не заблудился в чащах учебного материала. А ученик в своё удовольствие и на своё усмотрение организовывал собственный учебный процесс. 

Вроде бы и со вторыми всё замечательно. Наверное... должно было быть, по задумке реформаторов. Но, кажется, это не сработало. Такие учителя слишком отстранились. Они сделали так, что их присутствие больше ничего не даёт. Теряет смысл физическое присутствие учеников в школе, а приоритетом выступает дистанционная или заочная форма обучения.

У меня есть несколько таких "путеводителей". Мы приходим в школу. Нам показывают, какие страницы каких учебников мы должны изучить дома, какие упражнения сделать и что подчитать. Потом мы по кругу зачитываем предыдущее домашнее задание и делаем очередной тест. Мы даже шутим в классе - "работа дома, тест, работа дома, тест" вот и вся учеба. Ну ладно. Здесь вопрос только один - а зачем каждый день тратить 2 с половиной часа на присутствие на уроке в школе? Неэффективное использование времени да и всего!

Читала в интернете разные мнения по поводу шведской педагогики. Одни пишут, что постсоветские прибыльцы просто привыкли к кнуту и прянику и нуждаются в "учителе-заставлялке". А здесь, понимаш, надо всю ответственность брать на себя и грызть гранит без принуждения (а даже с удовольствием). Другие считают, что профессионалы и любители своего педагогического дела таковыми и остались несмотря ни на какие реформы. Просто всплыла категория учителей "отлынщиков", которые нашли предлог не напрягаться.

Может быть вам есть что рассказать по этому поводу? Или как происходит в вашей стране, в вашей жизни? Было-бы интересно :)

7 комментариев:

  1. "Стань тем, кем хочешь" - как просто и ёмко!!! отличный проект!

    я вот всю жизнь учусь, только это самообразование.
    Боюсь, что после 16 лет собственного учительствования учителей просто воспринимать не смогу))) Шучу)))
    На самом деле мне по душе самообразование, правда, мне корочка не нужна)))

    А в наших школах сейчас хватает и учеников-отлынщиков и учителей-отлынщиков)))

    Но это в моем захолустье, а как в больших городах - не знаю

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я, наверное, всегда была учеником "отлынщиком". Когда закончила школу и универ сказала: Ну наконец-то, закончилась эта бадяга! Больше никогда в жизни не пойду учиться!))) Не могу сказать, что была лентяйкой, просто меня всегда возмущало, почему я должна учить 10 ненавистных предметов и только 3, к которым душа лежит! До сих пор кстати меня это возмущает :( У меня приступ инфантилизма, пошла повозмущаюсь :)))

      Удалить
    2. про ненавистные предметы ты права - ну зачем их учить?)))

      Удалить
  2. Я за золотую середину. Хотя такое бывает очень редко.
    Всю жизнь у меня были учителя, которые заставляли и все объясняли. Считаю, что заставлять необходимо )) Особенно когда дело идет о молодежи, не все сразу понимают зачем вообще нужно учиться.. А потом жалеют об упущенных годах.
    Но в то же время, мы мало работали самостоятельно. Это для меня минус.

    Учителя путеводители у меня появились в Норвегии. Точнее, учительница. (у меня всего было три учителя)
    Я ходила на платные и не дешевые курсы, со многим конечно разбиралась сама, но меня интересовали грамматические нюансы. И эта учительница не особо мне их объясняла... А один раз сказала "О! Настя, ты же интересуешься грамматикой. Поищи материал по этому поводу в интернете". Меня это убило, честное слово... Т.е. я плачу деньги, а меня отправляют искать что-то в интернете =))

    Кстати, учителя это большая проблема для Норвегии и Швеции. Полгода назад все обсуждали результаты PISA, Швеция и Норвегия оказались далеко внизу. А вот Финляндия показала отличные результаты, многие утверждают это потому что они готовят отличных учителей, у них это престижная профессия и им хорошо платят. А в Норвегии учитель это не престижно, учителем может стать любой троечник.
    Глянь, если интересно http://www.dn.se/nyheter/sverige/maciej-zaremba-hur-kunde-sverige-utarma-sin-lararkar/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, теперь понятно! Просто наши учителя "путеводители" бывшие троечники! :))) Шо ж с них взять-то?

      Удалить
    2. Ох, улыбнули вы меня деушки :-)))

      "Потом мы по кругу зачитываем предыдущее домашнее задание.." Именно это и вывело Финляндию на первые места. Мноооогие страны их очень дотошно расспрашивали, что они делают, да как. Так вот оказалось, что прохождение домашних работ их самый успешный метод. Всёёёё в газетках было прописано, ага. :-))

      И что это даёт? А то, что ученик уже дома потрудился, у него возникли вопросы или трудности и эти трудности устраняются при прохождении того конкретного материала, а не всей "теории относительности". :-))) Что ведёт к хорошему укладыванию знаний в нашем любимом мозге.

      Удалить
    3. Согласна, домашнее задание это очень и очень важно. Но! Какова последовательность? Человек приходит в школу на урок, педагог объясняет материал, ученики задают вопросы если что-то непонятно. Потом они отправляются домойки и закрепляют полученные знания домашним заданием. В противном случае имеет смысла дистанционная или заочная форма обучения. Набрал кучу книг, вооружился интернетом и самостоятельно врубаешься в материал. А есси чё не понятно, пишешь письмецо учителю-путеводителю или выходишь с ним на скайп и задаёшь вопросы. Смысл физически посещать школу? Никакого :)

      Удалить